Главная·Новости·Информация·Файлы·Фото·Ссылки·Форумы
Привет
Пользователь:

Пароль:


В Сети
Гостей: 5, Участников: 0 ...

рекорд 146
(Участников: 0, Гостей: 146) был 16:55 05.02.18

Участников: 2611
Новичок: tnmupxez
К нам заходили...
Locations of visitors to this page
Форумы
Североморск.online :: Форумы :: Место встречи :: Крейсер "Мурманск"
<< Предыдущая тема | Следующая тема >>   

История нашего крейсера

Автор Сообщение
rfwj
10:56 02.02.06Email Темы Просмотр для печати


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Легкий крейсер пр. 68-бис "Мурманск"1953 - 1994

28 января 1953 года заложен на заводе № 402 (Северодвинск)(заводской № 302) и 25 сентября 1953 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 24 апреля 1955 года, вступил в строй 22 сентября 1955 года и 6 октября 1955 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав СФ. В феврале 1962 г. вошел в состав вновь сформированной 6-й (ракетной) дивизии. с 17 по 21 октября 1964 года нанес визит в Тронхейм (Норвегия) и с 10 по 14 мая 1978 года - в Бордо (Франция). В апреле - мае 1970 г. в ходе учений "Океан" командующий СФ адмирал С.М.Лобов с крейсера <Мурманск> осуществлял управление силами ВМФ в Северной Атлантике. с 1 ноября 1970 года по 31 июля 1971 года, находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В период с 28 января 1972 года по 30 ноября 1973 года прошел на "Севморзаводе" в Севастополе капитальный ремонт, В 1988 - 1989 гг. начато переобору-дование крейсера в КРУ, затрачено 24 миллиона рублей. 1 декабря 1989 года выведен из боевого состава, законсервирован и поставлен в Кольском заливе на отстой, а З июля 1992 года разоружен и исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации, 31 декабря 1992 года расформирован и в 1994 году продан частной фирме Индии для разделки на металл, но при буксировке выброшен на камни у берегов Норвегии. - сюда -

Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
11:13 02.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Кстати только сейчас обратил внимание, что в сводке по крейсеру отсутствует такой немаловажный факт, как участие в учениях стран Варшавского договора на Балтике "Запад-81" в 1981 году, где ваш покорный слуга, будучи комбатом 1 батареи ДУК, лупил холостыми правым бортом в сторону берега, пока стволы не начинали дымиться, изображая поддержку артиллерией высадки десанта на побережье Балтики.

Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
14:59 05.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Реквием
крейсера Мурманск


(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 1

50 лет назад северодвинцы сдали флоту крейсер «Мурманск»

Мой отец Борис Андреевич Химаныч строил крейсера проекта 68-бис на молотовском заводе № 402. Факт этот всегда был и останется для меня предметом особой гордости. Надеюсь, и мой подрастающий сын, придет время, расскажет об этом своим детям с таким же искренним уважением к заслугам деда.

ЭТИ КРЕЙСЕРА запомнились мне с детства. По одной из фотографий домашнего альбома: участникам строительства крейсеров делали «снимки на память». Хотя какими тогда могли быть памятные снимки, если фотографировать конкретные корабли строго-настрого воспрещалось! И вот художник из ателье нашел выход - сделал виньетку, где крейсер проекта 68-бис, изображенный с курсовым углом градусов в 20, был запечатлен очень точно. В обрамляющей композиции еще был спасательный круг и, кажется, какие-то другие детали, но горделивый мощный корабль затмевал все...

Фотография до нынешнего времени не сохранилась, потерялась, о чем я очень сожалею, а яркие впечатления от нее остались. Сегодня, когда глядишь на фото этих кораблей, не столько вспоминается детство, сколько уже с позиции взрослого человека размышляешь о том времени, когда крейсера строились. На такие мысли наталкивает простое сопоставление событий... Год 1955-й. 16 сентября впервые с подлодки стартовала баллистическая ракета. 21 сентября - у Новой Земли впервые испытана ядерная торпеда Т-5. 24 сентября - заложена первая советская атомная подлодка... Если брать эти даты по отдельности, оценка одна, а если в общей связи? Каким напряженным и тревожным было время! И крейсер «Мурманск» в этом же хронологическом ряду - 22 сентября 1955-го подписан акт о его сдаче флоту.

Как рождался юбиляр

Головным крейсером в серии проекта 68-бис на заводе № 402 был «Молотовск», или «заказ 301». Он мой ровесник - его сдали в 1954-м. Правда, он недолго ходил под этим именем. В 1957-м корабль стал «Октябрьской революцией». И на Северном флоте он пробыл относительно недолго - его перевели на Балтику, где он честно отслужил положенный срок. Сегодня же есть повод подробнее рассказать о втором подобном корабле - крейсере «Мурманск», который северодвинцы передали флоту полвека назад.

Этот «заказ № 302» заложили в южном доке 50-го цеха 28 января 1953 года. Любопытно, что для закладки были использованы днищевые конструкции крейсера «Козьма Минин», который строился на заводе № 194 в Ленинграде. Однако после того как ленинградцев «загрузили» большой серией крупных танкеров, для экономики страны это было важнее, конструкции перевели по Беломорско-Балтийскому каналу в Молотовск. Так «Мурманск» вначале оказался в южном доке. Затем, когда его предшественника - крейсер «Молотовск» - вывели из северного дока, на его место завели «Мурманск».

Ответственный сдатчик корабля Г.А. Зятковский, сдаточный механик И.Д. Осипов. По акту - «Мурманск» спустили на воду, а вернее сказать, вывели в наливной бассейн завода 24 апреля 1955 года. Государственные испытания начались 31 июля, а приемный акт № 329-Б подписали 22 сентября 1955 года. К слову, акт этот утвердил министр обороны Г.К. Жуков, военачальник известный, но, откровенно говоря, флот не любивший. В акте, помимо всего прочего, указано общее время постройки корабля - 2 года 7 месяцев и 25 дней. А вот у «Молотовска» - 2 года 4 месяца и 15 дней. Получается, головной корабль строился быстрее «Мурманска». Обычно бывает наоборот... Но это все, конечно, нюансы для корабельных летописцев.
Военно-морской флаг на крейсере был поднят в торжественной обстановке 6 октября 1955 года.




Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
15:05 05.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Реквием
крейсера Мурманск


(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 2

На особом счету у главкома

«Мурманск» и подобные ему корабли относились к классу легких артиллерийских крейсеров, которые считались очень удачными по конструктивным решениям. Вообще, корабли проекта 68-бис (в Союзе всего их построили 14) производили впечатление и своим внешним обликом, а потому в среде ценителей корабельного дизайна ставились очень высоко. Да и в целом, учитывая серъезные боевые возможности для своего времени, крейсера 68-бис считались одними из самых удачных в советском кораблестроении.

Есть еще одна особенность: крейсера были артиллерийскими, а в тот год, когда «Мурманск» покинул наш город, уже начиналась совсем иная военная эпоха - ракетно-атомная. Так вот, при всем этом кораблям 68-бис удалось занять свое особое место в списках действующего флота. Более того, именно «Мурманску» была уготована роль долгожителя Северного флота - самого передового, мощного, атомного, ракетного.

Исторический журнал крейсера «Мурманск»... Его читаешь - дух захватывает: нынешним-то морякам такое и не снилось! Регулярные «средиземки» в составе 7-й оперативной эскадры, участие в разрешении арабо-израильских конфликтов, атлантические походы, крупнейшие морские учения 70-х - «Океан», «Запад», визиты в иностранные порты: Куба, Франция, Югославия...

В наградном разделе помимо прочего читаем: по итогам 1976 года крейсер объявлен «отличным кораблем». По итогам 1977 года награжден переходящим знаменем военного совета Северного флота и признан «лучшим надводным кораблем». По итогам 1981 года крейсер вновь объявлен «отличным кораблем»... И вот еще что можно расценивать как награду: уже появились новейшие противолодочные корабли, ракетоносцы, пришли на флот авианесущие корабли, а главком С.Г. Горшков по-прежнему каждый свой визит в Североморск начинал с посещения «Мурманска». Факт красноречивый - корабль, достойный уважения.

Но всему отмерян свой век. Стареют и корабли. Самый первый командир крейсера «Мурманск» капитан I ранга Т. Катышев в конце своей карьеры был назначен командиром 176-й бригады резерва и консервации. Так вот он утверждает, что крейсер едва не отправили на слом сразу после вывода из состава действующих. Но с этим не вышло, и затем корабль долгое время стоял на акватории его бригады. Окончательно судьба крейсера была решена на стыке 1994-1995 годов, практически на сороковом году жизни «Мурманска

Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
15:18 05.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Реквием
крейсера Мурманск


(из газеты "Корабельная сторона" г Северодвинск)
автор Олег Химаныч
Часть 3

Последний поход

Второй северодвинский крейсер погиб на прибрежных камнях Норвегии. В 1994 году Северный флот прощался сразу с несколькими крупными противолодочными кораблями - разом списывались БПК «Кронштадт», «Адмирал Макаров», «Адмирал Исаков», «Адмирал Юмашев», «Гремящий» и эсминец «Несокрушимый». Это «ветеранское соединение» передавалось Госкомимуществу. Чиновники продавали корабли на металл в Индию. Следом, правда, не в Индию, а в Дубай, уходил «Мурманск»...

Есть ли душа у корабля? Не все даже бывалые моряки верят в то, что корабль живое существо. Но вот мне рассказывали, архангельский ледокол «Капитан Мелехов», которого «новые русские» тоже «пустили на патефонные иголки», никак не хотел умирать на чужбине. Просто мистика какая-то: безжизненный ветеран Арктики там, уже в южных водах, как мог сопротивлялся - его долго пытались и не могли загнать на отмель для последующей разделки...

Нечто подобное произошло и с «Мурманском». В Норвежском море разразился шторм - буксировочные концы не выдержали, оборвались. Несколько попыток «заарканить» тяжелый и неуправляемый корабль оказались безрезультатными, и крейсер... оставили среди бушующих волн.

Первыми забили тревогу норвежцы: они опасались, что новоявленного «летучего голландца» штормом может вынести в район их нефтепромыслов, где могло произойти столкновение списанного крейсера с одной из буровых платформ. Однако дознаться, по какой причине буксиры бросили его и как намерены с ним поступить дальше, они не смогли.
Флот от «Мурманска» открестился сразу же - корабль давно являлся собственностью Госком-имущества, а тамошние чиновники в свою очередь кивали на новых владельцев крейсера, дескать, с них и спрос. Иными словами, знакомая любому русскому безответственность.
В конце концов «Мурманск» сдрейфовал к норвежскому побережью и во время очередного шторма сел на камни недалеко от мыса Нордкап. Население близлежащего к месту катастрофы поселка первое время ожидало определенных действий со стороны России: хотя корабль не перекрывал своим корпусом вход в гавань, но само соседство с грудой ржавеющего металла массой свыше 12 тысяч тонн, норвежцев беспокоило.

Русские спасатели все не появлялись. Зато к обломкам корабля зачастили журналисты. Репортажи о брошенном крейсере появились в Европе. На экранах же российского телевидения «Мурманск» появился гораздо позже и косвенно в связи с другой катастрофой - гибелью АПЛ «Курск». Страна тогда была настолько потрясена ею, что переживать пришлось не только за «Курск», но и за плачевное положение всего Военно-Морского Флота. В Норвегию выехала группа телеканала НТВ, которая в 12-минутном сюжете, названном символично - «Последняя гибель «Варяга», рассказала о незавидном финале в судьбе известного североморского крейсера. Помнится, меня более всего потрясли не искусно снятые панорамы ржавых конструкций погибшего корабля, а комментарии мурманчан, в их числе - полное безразличия высказывание офицера... «Скажите, вам старых кораблей не жалко?» - «А что их жалеть?! Отслужил свое - и на металл!» - чеканил капитан I ранга пост-перестроечного Северного флота, которого назвать моряком у меня язык не поворачивается...
Потому что вспоминаются другие моряки того же ранга, которые смахивали слезу, когда в Черной губе Новоземельского ядерного полигона расставляли их обреченные на гибель корабли, тоже ведь отслужившие свое. Я бы не стал называть это сентиментальностью. Здесь все же было нечто иное, отчего флот наш никак не становился слабее, а напротив, крепчал, чтоб вскоре стать океанским.
...На дворе XXI век, живем в стране, которая уже второй десяток лет все возрождается и никак не может возродиться. Ее нынешние моряки видят море с берега и считают не пройденные мили, а выслугу и гарантированные государством довольствие и льготы. Очевидно, в таком исходе судьбы заслуженного корабля с именем «Мурманск» есть своя символика: обломки крейсера на чужбине - частица распроданной бывшей морской державы.
Олег ХИМАНЫЧ

Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
14:09 13.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Странички истории

...Большим событием в жизни североморцев явилось посещение в конце мая — начале июня 1967 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым и членом Политбюро ЦК КПСС, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгиным Краснознаменного Северного флота. Руководители партии и правительства побывали в военно-морских базах, на кораблях и в частях, осмотрели новейшие подводные и надводные корабли, ракетную технику, глубоко вникали в жизнь и боевую учебу военных моряков. Они на крейсере «Мурманск» выходили в море, где наблюдали выполнение ракетных стрельб и других учебно-боевых задач. Старт ракет из-под воды выполнял экипаж подводной лодки, добившейся в социалистическом соревновании в честь 50-летия Великого Октября замечательных успехов. Ракеты взмывали из-под воды неподалеку от крейсера и с грозным гулом уносились за горизонт, где на расстоянии в сотни километров находился условный противник. Цель была поражена снайперским ракетным ударом. На борт подводного ракетоносца поступила радиограмма:
«Командиру подводной лодки. Объявляем благодарность личному составу подводной лодки за отличную стрельбу. Л. Брежнев, А. Косыгин».
Л. И. Брежнев и А. Н. Косыгин дали высокую оценку боевой готовности флота, уровню его оснащенности современными боевыми средствами и отметили отличную специальную и политическую подготовку личного состава.



Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
rfwj
14:12 13.02.06


Пользователь #255
Зарегистрирован: 15:51 31.05.05
Сообщений: 780
Странички истории

...Академией современного боя стали для североморцев маневры «Океан», проводившиеся с 14 апреля по 8 мая 1970 г. Высокие оценки получили действия экипажей атомной подводной лодки «Красногвардеец», крейсера «Мурманск», противолодочных кораблей «Гремящий» и «Вице-адмирал Дрозд», других кораблей и частей.
Маневры «Океан» явились отличной школой боевого мастерства советских военных моряков. Они позволили личному составу сделать новый значительный шаг в повышении боеготовности сил флота.



Александр

Нас предали и продали - сюда -
Наверх
Глумов
12:11 15.12.09

Пользователь #2855
Зарегистрирован: 16:26 09.12.09
Сообщений: 3
Красивый был пароход! Я на нем присягу принимал в ноябре 1962. Их было три и стояли они в кильватерное колоне: "Мурманск","Ушаков","Железняков". Народу в тот год на пороходах было мало, на "Мурманске" находилось 400 моряков, вместо 1200. Учебный отряд проходиле прямо на пароходе. Определили меня в БЧ-2, а я полько что окончил мареходную школу и здал экзамен на БЧ-1.
Сдали весь флот и конечно жалко "Мурманск"!
Наверх

Модераторы: Wetold, Chen, Jaws

Перейти:     Наверх

Powered by e107 Forum System
Случайное фото
Добавить...
В соответствии со своими привилегиями на сайте, вы можете добавить:
... тему на форум

© 2001-2011 Wetold
CMS: e107 версии 0.7

Внимание! Все материалы размещены исключительно с целью ознакомления посетителей данного сайта. Размещение данных материалов на сайте не преследует агитационных, экстремистских, идеологических, политических, религиозных, экономических, психологических, психических, нейролингвистикопрограммических или иных других целей. Администратор сайта может быть категорически не согласен с позицией авторов - смотрите комментарии к материалам. Материалы берутся из открытых для общего использования информационных источников. Администратор сайта не осуществляет целенаправленный поиск и размещение материалов определенной тематики - материалы ищутся в Интернет по ключевому слову СЕВЕРОМОРСК или перепечатываются из газет, распространяемых на территории ЗАТО Североморск. При перепечатке материалов следует указывать оригинальные источники информации, ссылка на наш сайт обязательна только для авторских материалов.
Администратор сайта не несет ответственности за использование кем-либо данных материалов для чего-либо.

Яндекс цитирования murman.ru Rambler's Top100
Страница собрана: 0.1044 сек.; 0.0239 на запрос. DB запросов: 34.